КАК УКРЕПИТЬ В ДЕТЯХ УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ

Спросите любого родителя о том, чего он хочет для своего ребенка, и в ответ гарантированно можно будет услышать: «Я хочу, чтобы мой ребенок был счастлив». Большая часть счастья – это уверенность в себе, и ее нужно воспитывать. Главное, делать это правильно, ведь чувство уверенности — “субстанция” весьма хрупкая. Например, ребенок приходит из школы и приносит плохую оценку. Родители тут же начинают напоминать ему о том, что он не посвятил достаточно времени изучению предмета и вот он, результат и т.п., на что ребенок раздражается и начинает злиться. Если в этот момент родители вспоминают, что ими выбран не лучший момент для критики и начинают указывать ребенку на его успехи в других предметах, стараясь успокоить, ребенок восклицает: «Да какая разница!» и в итоге все стороны остаются расстроенными. Казалось бы, были предприняты правильные попытки, но результат оказался неудачным. Что родители делают не так и что они могут сделать, чтобы действительно помочь детям?

Основная идея заключается в том, что родители должны начинать диалог с ребенком, признавая его детские чувства. Если начинать с критики или советов, ребенок замыкается и только еще больше расстраивается. Вот три примера такого разговора, в которых результат будет совсем другим:

ПРИНЯТЬ ЧУВСТВА РЕБЕНКА.
Он приносит плохую оценку и мама говорит:
— О, это должно быть очень разочаровывает тебя…
— Да.
— Нет, ну я вижу, что здесь очень сложное слово (или пример), неудивительно, что с ним можно ошибиться. Вообще, это такой сложный предмет, я вообще не представляю, как все это влезает в твою голову!
— Я не знаю… Может я сейчас перепишу и ты меня проверишь? Или продиктуешь?

Принимая страдания ребенка и признавая сложность его занятий, родители освобождают его от негативных мыслей и дают ребенку возможность начать думать о том, какие можно предпринять шаги, чтобы исправить ситуацию. Теперь он не воспринимает ее как провал.

ВООБРАЖАТЬ С НИМ РАЗНЫЕ ВОЛШЕБНЫЕ СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ.
Например, мама:
— Правописание приносит тебе столько беспокойства! Вот бы мы могли придумать свой собственный способ написания слов, правда?
— Ага! Тогда было бы не важно, как пишется слово, любое было бы правильным!
— Или было бы неплохо иметь чип, который встраивается в наш мозг, да?
— Тогда бы вообще не пришлось волноваться об учебе.
Позволяя ребенку пофантазировать и помечтать, родители дают ему возможность лучше справляться с окружающей реальностью, отвлечься от ее чрезмерной серьезности, зачастую надуманной, и расслабиться. В расслабленном состоянии мозг перестает беспокоиться и учеба дается проще.

НАПОМИНАТЬ ему о том, что у него уже все получалось в прошлом:
— Ну, есть одна вещь, которую я в тебе заметила, так это то, что когда ты решить что-то разузнать, то не успокоишься, пока не сделаешь! Я помню твою последнюю контрольную по математике – готовясь к ней, ты писал таблицы умножения снова и снова, просил других тебя проверить, постоянно повторял цифры в уме, и это ведь сработало тогда. Так что ты все можешь, если только захочешь!
Этот разговор сообщает ребенку, что он не беспомощен, у него достаточно способностей и сил, чтобы освоить трудный предмет. Если получалось с другим, получится и здесь.

Но есть и очень большая проблема с похвалой. Многие родители полагают, что сделают своего ребенка уверенным, если будут хвалить его способности. Но в действительно все обстоит не так. Дело в том, что на все, на что вы указываете им, в чем они хороши, дети могут указать на то, в чем они как раз не хороши. Все новые и новые исследования показывают, что хвалить интеллектуальные и другие способности детей опасно.

Аналитики отмечают, что в таких случаях дети немедленно теряют желание учиться, потому что учеба предполагает совершение ошибок, а совершение ошибок низвергает титул «умного ребенка». Поэтому та вещь, которая кажется словно созданной для поддержания доверия, на самом деле только подрывает его. Ключ к решению проблемы – хвалить усилия ребенка, сам процесс учебы или достижения другой цели, а не его способности или интеллект. Именно это приводит к совершенствованию ребенка и тому, что он не будет отступать перед лицом трудностей.

Большие исследования показали, что когда детей хвалили за их старания, у них возникало огромное желание учиться дальше, а сложные задачи вызывали желание справиться с ними. Так что в качестве похвалы за отличный результат нужно говорить не «Ты такой умный», а «Ты так много учился и старался ради этого и видишь, все окупилось!», вместо «Ты такой талантливый!» — «Мне так нравится, как много ты старался ради того, чтобы эта фортепианная пьеса звучала все лучше и лучше!», вместо «Ты великий художник!» — «Ух ты, а расскажи, какие краски и оттенки ты использовал, чтобы получилась такая картина?»

Именно такого рода фразы создают в ребенке уверенность и вызывают доверие к родителям. Причем никогда не поздно начинать такую политику в семье, даже если ребенок уже подросток и до этого вы хвалили его «неправильно».

Да, мы все хотим, чтобы наши дети были счастливыми и уверенными в себе. Но чтобы доверие было настоящим, нужно, чтобы оно росло изнутри. Если мы будем строить доверие на пустой похвале, дети будут стоять на зыбкой почве каждый раз, когда у них возникнут проблемы. Но когда мы будем хвалить процесс, вы будете выдавать детям средства, с помощью которых они с уверенностью справятся со всем в будущем.

ЗАПИСАТЬСЯ К НАПРАВЛЕНИЯМ