НА ЗАМЕТКУ РОДИТЕЛЯМ

КАКИЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ ПОЛЕЗНЫ ДОШКОЛЬНИКУ?

Естественно, что, как и любые занятия, компьютерные игры должны быть подобраны с учетом возраста детей, а также с учетом их индивидуальных психических особенностей.
Поэтому нам с вами необходимо разобраться, в какие же игры следует играть 3-, 4-, 5- и 6-летним, чтобы они принесли им максимальную пользу. Конечно, сейчас в продаже существует множество разнообразных игр, причем новые разновидности появляются достаточно часто, поэтому, естественно, мы с вами будем говорить не столько о конкретных названиях, сколько о принципах, заложенных в ту или иную, рекомендованную для определенного случая, игру.

Для самых маленьких рекомендуются игры на развитие восприятия. Это весьма распространенные отечественные и зарубежные программы, в которых надо собрать картинку из нескольких частей. Игры можно варьировать по степени сложности, так как картинка разбивается на 8, 12, 16, 24 и 48 частей. Поэтому такие игры можно давать детям от 3 до 6 лет во все более усложняющихся вариантах. Так как во многих вариантах в процессе игры осуществляется подсчет времени и набранных играющими очков, такого рода игры можно давать детям не только в индивидуальных, но и коллективных занятиях в виде игры-соревнования.

Родителям 3-4-летних детей следует обращать внимание ребят на исходную картинку, которую надо внимательно рассмотреть и запомнить, так как без этого невозможно собрать ее из частей. Так вы формируете у своих детей основы произвольного запоминания и внимания, необходимые для нормального психического развития.

Для этого же возраста можно рекомендовать игры, в которых надо найти спрятавшуюся фигуру, либо разложить фигуры разной формы и размера по местам (например, сложив их для путешествия). В этих играх дети обучаются определению сенсорных эталонов (шаблонов) формы, цвета и размера, что необходимо не только для дальнейшего развития восприятия, но и для развития мышления.

Для детей 4-6 лет рекомендуются разнообразные программы, в которых при помощи курсора (стрелочки-указки, которая показывает, в каком месте находится луч компьютера в данный момент) можно нарисовать любую фигуру или даже картину. Возможными вариантами таких игр являются задания сложить картинку из отдельных фигурок разной формы и размера по типу мозаики.

Такие игры развивают не только восприятие, но и воображение детей. Взрослые сами могут варьировать задания, рисуя вместе с детьми или давая им задание нарисовать картинку определенного содержания (например, теплый солнечный день или холодный зимний вечер). Можно попросить ребенка придумать название для нарисованной картинки, населить ее определенными персонажами и сочинить про них какую-нибудь историю. Особенно хороши для таких занятий специальные игры, в которых нарисованные персонажи могут оживать и воспроизводить придуманные действия в режиме мультфильма.

В процессе таких игр-драматизаций происходит и развитие речи, что особенно важно для детей 4-5 лет. Взрослым следует поощрять любые спонтанные высказывания детей, а если они не могут придумать самостоятельно сюжет или название картинки (что естественно для детей этого возраста), необходимо им помочь, начав рассказывать какую-нибудь историю, которую ребенок будет иллюстрировать при помощи компьютера. В следующий раз вы можете поменяться ролями, то есть ребенок будет рассказывать, а вы помогать ему в развитии сюжета на экране. В конце концов дети с легкостью научатся одновременно сочинять сказку или рассказ и иллюстрировать сюжет движущимися картинками.

Уже в процессе этих игр формируется зрительно-моторная координация. Однако существуют и специальные игры для отработки такой координации, а также для развития ориентации ребенка в пространстве. Это всевозможные лабиринты, по которым надо провести определенный предмет, а также игры, в которых надо быстро поймать фигуру и поставить ее на нужное место (по типу известных игр «Пентакс» или «Ну, погоди»). Хотя большинство этих игр достаточно сложны и рассчитаны на более старший возраст (примерно 10-12 лет), существуют и специальные модификации для дошкольников, которые можно использовать не только для обучения, но и для коррекции, то есть исправления недостатков зрительной, моторной или пространственной координации у 5-7-летних детей.

Большое значение для развития детей имеют и конструкторские игры, в процессе которых детям надо либо сложить из разных кусков фигуру определенной формы, либо, наоборот, разбить имеющуюся фигуру на заданные части. Эти игры развивают не только восприятие и координацию, но и образное мышление детей, которое является основным у дошкольников.

Кроме общеразвивающих игр, о которых мы с вами сейчас говорили, существуют и. специальные игры для обучения детей математике, русскому языку, логике. Ценность этих игр в том, что они в более наглядной (но не простой) форме представляют содержание данных предметов, что и позволяет детям легко и быстро овладеть этим материалом. Так арифметические действия предстают перед детьми в виде изменяющихся по числу и размеру групп предметов, определенное понятие или класс предметов — в виде схемы. Однако ценность большинства игр такого типа не только в наглядности материала, но и в возможности варьировать степень этой наглядности в зависимости от уровня развития ребенка.

Так, если вы видите, что ребенку совершенно ясно из каких фигур (или персонажей какого роста) можно составить число 7, вы можете взять более абстрактную схему данного числа (например, в виде геометрической постройки). Вы можете попросить ребенка нарисовать каждое арифметическое действие, либо только конечный результат, дать более развернутую и реальную или почти абстрактную схему понятия. Таким образом, вы сами регулируете процесс интериоризации (перехода во внутренний план) мыслительных операций вашего ребенка, о необходимости которой мы с вами уже говорили.

ЗАПИСАТЬСЯ К НАПРАВЛЕНИЯМ