О ДЕТСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

О ДЕТСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ из книги «Как стать ленивой мамой?» Анны Быковой
Есть замечательный анекдот:
— Петя, немедленно иди домой!
— Мам, я что, замерз?
— Нет, ты проголодался!

На сегодняшний день тема об инфантилизме подрастающего поколения и его причинах удивительно актуальна. Статья «Почему я ленивая мама» Анны Быковой, напечатанная несколько лет назад, до сих пор кочует по Интернету.

Далеко не все поняли, что в ней говорилось не про истинную лень, а про создание условий для развития детской самостоятельности. И что она не имеет ничего общего с вынужденной ранней самостоятельностью, которая возникает как следствие родительского пофигизма и равнодушного отношения к ребенку.

На самом деле есть прямая взаимосвязь между поведением детей и поведением родителей: «Если бы мамы были чуть более ленивы и не делали все за детей, то детям пришлось бы стать более самостоятельными».
Ведь дети за последние десятилетия не стали реально хуже. Они не стали физически слабее и не утратили способности к труду. Однако возможностей для проявления своей способности к самостоятельным действиям у них стало меньше. Почему? Потому что детская самостоятельность перестала быть жизненно важной потребностью для семьи, потребностью, освобождающей мамины руки и мамино время для зарабатывания на хлеб насущный. Вспомните, нашим родителям просто некогда было с нами возиться, они старались выжить и прокормить семью.
Дети — они ведь не просто дети, а часть семейной системы: когда меняется поведение родителей, соответственно меняется и поведение детей. Если все делать за ребенка, то у него не будет стимулов для развития. И наоборот, если взрослые перестают делать за ребенка то, что ему уже по силам, то ребенок начинает самостоятельно реализовывать возникающие потребности.
Если родители предугадывают все желания ребенка, он еще долго
не научится понимать свои потребности и просить о помощи.

Мы забыли, что единственная и самая важная миссия родителей — научить ребенка быть самостоятельным.

Всем родителям в процессе воспитания часто приходится делать выбор: быстро все сделать самим или воспользоваться ситуацией и чему-то научить ребенка. Второй вариант имеет два бонуса: а) развитие ребенка и б) высвобождение времени родителей, но впоследствии.

Классический пример: если в год вручить ребенку ложку и садиться есть рядом, в полтора года дети уже будут орудовать вилкой. Конечно, до того как навык самостоятельной еды окончательно сформируется, вам придется отмывать и стол, и пол, и самого ребенка после каждой трапезы. Но это осознанный выбор мамы между «лень учить, лучше все быстро сделаю сама» и «лень делать самой, лучше потрачу усилия на обучение своего ребенка».

«Ленивая мама» — это не программа воспитания, а жизненная философия. Она учит, рассказывает, показывает, знакомит, помогает, но не делает за ребенка то, с чем он может справиться. Ребенок растет — и мама постепенно отпускает его от себя, понемногу передавая ему ответственность за то, что с ним происходит.
Формула проста: сначала вы делаете что-то вместе с ребенком, потом он делает это сам, а вы, доверяя ему, подбадриваете и помогаете при необходимости. «Нельзя брать в руки нож» со временем сменяется на «Можно пользоваться ножом в присутствии взрослого», а потом очередь доходит и до «Можно самому готовить на газовой плите».

Если вы хотите, чтобы ваши дети были самостоятельными, инициативными и ответственными — надо предоставлять ребенку возможность проявить эти качества. И в этом случае мамина «лень» выступает как естественный тормоз для излишней родительской активности. Той, которая проявляется в стремлении облегчить жизнь ребенка, делая все за него. Сегодня он научится самостоятельно завязывать шнурки, а уже завтра осознанно выберет будущую профессию.
Лучше быть ленивой мамой, чем гипермамой — то есть той, у которой гиперактивность, гипертревога и гиперопека.

ЗАПИСАТЬСЯ К НАПРАВЛЕНИЯМ